Валаамский монастырь: непростая история и современная жизнь монахов Святой обители

Валаамский монастырь в Карелии

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь Русской Православной Церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии, на северной окраине России, недалеко от границы с Финляндией. Архипелаг Валаам состоит из 50 отдельных островов, расположенных в Ладожском озере, в 22 км от материка. Священный монастырь занимает самый большой остров — Валаам, длиной 9,6 км и шириной 7,8 км. Валаамский монастырь — ставропигико — подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, но на самом деле настоятелем управляет настоятель.

Остров Валаам

Расписание богослужений обители

День недели Услуга Начальное время
Понедельник Пятница Полуночный офис
Утро
Часы, Литургия
Молитва
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5,45
7.30
13,25
17.00
18.00
В субботу Полуночный офис
Утро
Часы, Литургия
Молитва
Признание (общее)
Он не спит всю ночь
5.00
5,45
7.30
13,25
18,45
19.00
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17,50

Также в Валаамском монастыре можно заказать оздоровительные или поминальные службы. Это можно сделать при личном посещении монастыря и с помощью Интернета.

Посещение обители и режим ее работы

Монастырь открыт ежедневно с пяти утра до поздней ночи, но наибольший наплыв паломников сюда приходится на летние месяцы, в период активного плавания на Ладоге. Сюда стремится побывать большое количество людей, как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для поддержания порядка проще всего заранее обратиться в паломническую службу и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • лучше выключить мобильные телефоны или хотя бы перейти в беззвучный режим;
  • запомните форму одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с закрытыми руками и головой, чтобы не обнажать ноги, без макияжа и сильных духов; мужчины — не в спортивной одежде, с закрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, шумные разговоры и смех;
  • запрещено фотографировать в церквях, особенно во время служб, фотографировать братьев без разрешения;
  • нет доступа в служебные помещения, братские трапезные — для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • так как остров, на котором расположен монастырь, является охраняемой территорией, запрещено собирать цветы и ягоды и разводить костры. Также не плавайте и не загорайте.

2. Валаам был языческим жертвенником

Название «Валаам» переводится с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые считают, что это имя происходит от имени языческого бога Ваала (иногда отождествляемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно легенде Валаама, в древности, когда финно-угорские народы и славяне, жившие в Приладожье, готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христа, святой Андрей Первозванный, освещая скифские и славянские земли, прошел из Новгорода на Валаам, где разрушил языческие храмы и воздвиг каменный крест. Святой апостол предсказал великое будущее Валааму, пришедшему с основанием и расцветом монастыря.

Настоятели, наместники

  • Феофан (992 г),
  • Мученичество (1192 г),
  • Порфирий (1332 г),
  • Сила (1417),
  • Иоахим II (1474 г),
  • Дэйвид,
  • Здравый смысл,
  • Игнатий,
  • Иоахим III (1507 г),
  • Исайя, названный строителем (1540 г),
  • Никодим (1578 г),
  • Геннадий (1585 г),
  • Теодорит I,
  • Теодорит II,
  • Исайя II,
  • Варлаам,
  • Фотий,
  • Макарио,
  • Ефрем,
  • Маттео,
  • Лоуренс,
  • Давид (1598)
  • Макарио (1606)
  • Достопочтенный Назарио (1781 — 1801)
  • Аполлинара (Иванов) (17 августа 1907 — 25 октября 1908)
  • Маврикий (упоминание в 1914 г)
  • Харитон (Дунаев) (1927-1932)
  • Харитон (Дунаев) (1933-1940)
  • Андроник (Трубачев) (1990 — 1993)
  • Панкраты (Жердев) (с 18 января 1993 г)

Большая Никоновская бухта

Бухта Большая Никоновская
Бухта Большая Никоновская

Большие круизные лайнеры принимают у главной пристани Большой Никоновской бухты. Отсюда начинается экскурсия «Новый Иерусалим», включающая осмотр Вознесенских и Гефсиманских скитов, Поклонного креста. Это самый популярный среди туристов маршрут. Бухта большая. Живописное побережье защищено от штормов цепочкой небольших островов.

На Никоновской горе есть смотровая площадка, с которой туристы любуются великолепным видом на Ладогу.

Адрес: Причал, Республика Карелия, Россия.

От войны до войны

Впервые ХХ век обрушился на монастырь в 1914 году. С началом Первой мировой войны были призваны послушники, несущие военную службу: 264 человека и монастырь остался без молодежи.

Гражданская война обошла Валаам, архипелаг в составе Выборгской губернии оказался на территории независимой Финляндии. Но когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной, начались проблемы. Граница между двумя государствами проходила по Ладожскому озеру. А с 1918 года на Валааме стоял финский военный гарнизон, имевший важное стратегическое положение. На отдельных островах архипелага, арендованных у монастыря, для защиты границы была установлена ​​батарея дальнобойных орудий. Впервые за тысячелетнюю историю Валаамского монастыря на острове сложилось это «монашеское царство», своеобразное двоевластие. Валаамские монахи невольно превратились в соседей крупного военного стратегического объекта.

В 1923 году Финская православная церковь перешла на григорианский календарь, что вызвало разделение между братьями. Вмешались финские власти и изгнали монахов, выступавших против нововведения. Валаам был насильно оставлен 48 монахами. Большинство из них оказались в монастырях на Балканах, в Западной Европе, США и даже в Марокко. Были и те, кто ходил на Валаамские дворы Москвы и Ленинграда; В начале 1930-х их ждали аресты.

Несмотря на эти драматические события, монастырь постепенно вернулся к привычной жизни. Восстановлен Спасо-Преображенский собор, открыт детский дом, на средства монастыря издан учебный журнал. Как и прежде, во время летнего плавания острова посещали паломники и туристы, в основном финны и эстонцы. Число братьев в Валаамском монастыре составляло всего четверть по сравнению с дореволюционными временами.

1 декабря 1939 года началась советско-финская война (иначе называемая зимней). Это был, пожалуй, самый страшный период в истории монастыря, когда звонили колокола, чтобы предупредить о налете советской авиации на православный монастырь. Особенно сильно Валаам подвергся бомбардировкам 2 и 4 февраля 1940 года. Были разрушены и повреждены многие постройки: Троицкая церковь, здание больницы, ризница, библиотека. Рядом с Спасо-Преображенским собором упало несколько бомб, но он уцелел, только с дырками в крыше и разбитыми стеклами в окнах.


Финские укрепления на острове Валаам

5 февраля началась эвакуация монастыря. Осталось всего пять жителей ухаживать за имуществом. 13 марта стало известно, что территория монастыря, как и вся Карелия, передана СССР.

18 марта в шестнадцатитонный колокол Сант-Андреа прозвучало двадцать четыре редких звонка. История старого Валаама окончена.

По Саровскому уставу

По тяжеловесному для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, архипелаг Валаам, а также Германия со значительной частью Карелии отошли к Швеции на «вечные времена». Древний Валаамский монастырь прекратил свое существование.

Даже православные карелы, не желавшие оставаться под властью «Лютера», покинули свои родные земли. В России они поселились на землях Твери и Новгорода. Остатки Валаамского братства поселились в Васильевском Старо-Ладожском монастыре. И на безлюдных территориях Ладоги шведское правительство постепенно начало заселять себя финнами-лютеранами. На Валаамских островах несколько крестьянских семей перешли в собственность на почти 100 лет.

Однако в начале 18 века в результате Северной войны, успешно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг снова вернулись в состав России. Восстановленный по указу Петра I Валаамский монастырь уже не мог стать объектом шведского нападения.


Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. В центре Петр ИАЭ Коцебу, 1846 год

До последней четверти XVIII века Валаамский монастырь ничем не отличался от большинства русских монастырей, за исключением островного расположения. Фактор удаленности послужил поводом для отправки виновных священнослужителей сюда на исправление. Такое соседство не могло положительно повлиять на братьев, делая их либо надзирателями, либо соучастниками мелких злодеяний изгнанников.

В середине 18 века монастырь был бедным. В апреле 1754 г страшный пожар уничтожил почти все постройки; сохранено несколько книг и иконок. Взносы императрицы Елизаветы помогли возместить ущерб, но в 1764 году последовала новая беда: монашеская реформа Екатерины II вывела монастырь из государства и лишила земли на материке.

Первым поворотным моментом в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, ранее проживавшего в Саровском монастыре. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил попросил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия освободить Назария на Валааме. Пахомий возразил, что Назарий невежественен, на что получил ответ: «У меня достаточно умных людей и мои, пришлите мне своего дурака».


Игумен Назарий

В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где проявил себя как опытный духовный лидер. Он ввел на островах Хартию Саровской пустыни, которая позволила правильно организовать и упростить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме можно было практиковать все три формы монашеской жизни, развитые в Православной Церкви: общежитие, скит и отшельничество. Помимо духовного, материальное строительство монастыря началось еще при игумене Назарии. Все бывшие деревянные постройки перестроены из камня: собор, келейные постройки четырехугольной формы, небольшие церкви, ризница, трапезная. При поддержке энергичного и интеллигентного митрополита Санкт-Петербургского Гавриила игумен Назарий сумел организовать жизнь вверенного ему монастыря таким образом, чтобы люди, стремившиеся к истинному монашеству, возвращались туда, как в средние века. В 1786 году Валаамский монастырь был переведен из обычного в III класс, а на рубеже веков император Павел подарил ему сено и рыбные поля в Выборгской губернии, что обеспечило монастырю стабильный доход.

Особая духовно-экономическая зона

В России принято считать, что успех любого бизнеса связан с яркой личностью, и когда этот человек умирает, начинается деградация. С Валаамским монастырем этого не было. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, и Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для паломников и только для любопытных.

Что привлекало художников и писателей на Валаамский архипелаг в конце XIX века? В первую очередь «крестьянское жилище» поразило наблюдателя тем, что тогда называлось культурной экономикой. Монастырь, который жил согласно древнему уставу, напоминал муниципалитет, в котором используются все достижения прогресса. Вместо водовозов: водоподъемная машина. Другой лифтер переносил грязную одежду из бани в прачечную, где ее стирали, отжимали гидравлическим прессом и сушили сухим паром. А детали машин, решетки кованые и колокольчики (большие отливали на заказ в литейных цехах) — все создавалось в токарном, сверлильном, литейном производстве. Здесь работали послушники и монахи. Идеальные дороги с мостами и каналами связывали центральную усадьбу монастыря и скиты острова. В садах созрели необычные для Карелии плоды, такие как вишня и сливы, в садах — лекарственные растения и южные пряности, в том числе иссоп, упомянутый в 50 псалом. В питомнике выращивали саженцы кедра сибирского для последующей посадки.

Любые действия братьев, в том числе хозяйственные, могли осуществляться только с благословения (разрешения) настоятеля.

Являясь владельцем всех Валаамских островов и прилегающей акватории (знаменитая «Валаамская рыбалка»), монастырь выступал как бережный и старательный хозяин.

В условиях частых штормов (как отмечается в монастырских путеводителях, «какими бы большими и сильными ни были деревья, шторм уносит их в другие места по одному или целыми полосами») братьям не нужно было рубить деревья дрова для дров. В хозяйственных целях было достаточно сухостоя.

В качестве строительного материала использовалась древесина хорошего качества, имеющаяся в продаже.

По инициативе игумена Дамаскина на Валааме стартовала программа по сохранению и благоустройству лесных угодий. Помимо контроля и защиты леса от несанкционированной вырубки (обычно это была вина финских рыбаков, тайно пришедших на остров), своевременной вывозки валежной древесины и уничтожения больных деревьев, на больших площадях проводились мелиоративные работы. Масштаб проведен: на всем Валааме стараниями братьев проложены дрены, что предотвратило постепенное затопление и пересыхание почвы. Для наблюдения за этой работой был нанят профессиональный лесник.

Монахи в некоторых отшельниках не ели рыбу, поэтому она буквально роилась по берегам внутренних озер. Кроме того, была исключена охота: аборигенные птицы и животные Валаама никогда не слышали выстрелов. Отсюда много описаний трогательных встреч путешественников с лосями, лисами и птицами. Даже грибы и ягоды можно было собирать только с благословения, поэтому в двух шагах от человеческих домов стояли кладбища белых и белых грибов. Возможно, старый Валаам был наиболее последовательным природопользователем того времени.

Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщинам разрешалось находиться на острове, но они не могли появляться во многих зданиях, например, в братской трапезной и некоторых скити. Был строгий контроль за образом жизни братьев и рабочих. Пакеты родственников с материка подвергались проверкам: так как в монастыре был запрещен табак, иногда приходили религиозные книги, где между склеенными страницами насыпали табачную пыль. Зимой патрульные выходили на лед, чтобы табак и алкоголь не привозили с материка. Надо сказать, что этот «бизнес» подпольной торговли алкоголем и табаком предназначался не для монахов, а для рабочих, которые работали в монастыре на рассмотрение (как уже отмечалось, их количество в летние периоды превышало 400 человек) и слабо-внимательные паломники, число которых могло доходить до тысячи за раз.

Невероятный природный ландшафт и сохранившаяся дикая природа, люди, избравшие духовные подвиги — вот что привлекало на Валаам любознательных людей, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков количество постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.

На территории Валаама не только звери и птицы, но и упряжные лошади были спокойны. Монашеским возницам запрещалось даже бить хлыстом, не говоря уже о том, чтобы бить лошадей.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После переворота в октябре 1917 года Финляндия получила независимость. Валаам оказался на его территории, на которой некоторое время находился монастырь. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финской православной церкви, которая стала автономной и перешла в юрисдикцию Константинопольской церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финская церковь пыталась активно проводить реформы, подчеркивая свою независимость. Он перешел на новый календарный стиль (григорианский) и на западную Пасху, которая не признается другими православными церквями.

В сентябре 1925 г во время визита на Валаам глава Финской церкви епископ Герман (Аав) обратился с последней просьбой о принятии нового стиля. Значительная часть братьев отказалась сослужить ему и греческому митрополиту Германосу, стремясь придерживаться церковных канонов. Начинается преследование. Некоторым монахам пришлось вернуться в СССР верной смертью, некоторые перебрались в Сербию. Ссыльные монахи принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 году он перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви, и старый церковный (юлианский) календарь был снова принят.

Что посмотреть на острове

Территория Валаама огромна — осмотреть все достопримечательности за несколько часов вряд ли удастся, зато увидеть самые известные вполне возможно. Особенно, если вы отправляетесь на экскурсию или путешествуете по острову на велосипеде или гольфмобиле.

Преображенский собор на острове Валаам

Прежде всего, на Валааме стоит увидеть центральный комплекс Валаамского монастыря с Преображенским собором. Он расположен на высоком холме, откуда можно подняться по ступеням от пристани по прибытии в монастырскую бухту.

Также в центральной усадьбе есть часовни, памятники, кузница, гостиницы, кельи. Если вы хотите отдохнуть в пути, вы можете сделать это в деревянных беседках, красивых садах или трапезной.

Большой интерес представляют скайты, расположенные в разных частях архипелага. Многие из них расположены на островах: до некоторых можно добраться по мосту, до других — только на лодке. Самые известные — Никольский, Большой, Воскресенский, Гецеманский, Смоленский скиты.

Скит Николая Чудотворца

Скит Николая Чудотворца, посвященный одному из самых почитаемых в России святых, находится на Николаевском острове, недалеко от входа в монастырскую бухту. Он включает в себя церковь Святого Николая Чудотворца и домашнюю церковь Джованни Дамаскено. Примечательно, что до постройки храма в 1853 году часовня на Николаевском острове использовалась как маяк: темными ночами на ее вершине зажигался большой фонарь.

Смотровая площадка на горе Елеон

Смотровая площадка на горе Элеон
Смотровая площадка на Монте Уливо 2

Туристы, ищущие для себя, что посмотреть на Валааме, гиды указывают в сторону горы Элеон на Валааме. Это место, особенно почитаемое паломниками, духовное отражение Елеонской горы в Иерусалиме, откуда вознесся Иисус Христос. Вершину горы украшает красивая деревянная часовня Вознесения Господня.

Рядом есть смотровая площадка. Чтобы попасть туда, нужно пройти к Гефсиманскому скиту и повернуть налево. Заблудиться невозможно: единственная тропа приведет к невероятному месту, откуда открывается великолепная панорама Ладожского озера.

Впечатление, которое Валаам производит с вершины горы Уливо, остается в памяти на всю жизнь.

Где остановиться неподалеку

Посетители монастыря могут остановиться в Флит-Хаусе или в гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. Из-за пожара в отеле Winter в 2015 году размещение паломников вызывает определенные трудности, поэтому есть возможность забронировать номера заранее.
Также возможно размещение на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может принять более 200 гостей.

Важно! На острове не рекомендуется жить в палатках, так как его территория является заповедником. Обратите внимание, что в паломнической службе можно не только забронировать номер в отеле, но и воспользоваться одной из экскурсионных программ.

Скит всех Святых или Белый скит

Находится на острове Скитский. Это первый и самый крупный каменный скит, построенный здесь в конце 18 века. Белый скит также считается самым суровым скитом Валаамского монастыря по уставу и самым недоступным для туристов; женщины допускаются сюда только один раз в год — во время крестного хода Всех Святых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 году в шести километрах к западу от монастыря была построена образцовая механизированная ферма на 70 голов крупного рогатого скота.

Хлев был построен с отдельными секциями для каждого животного с учетом рельефа местности, что облегчило вход в хлев. От берега озера к огромному леднику вела железная дорога длиной 32 м с краном. С его помощью молочные продукты были погружены в лодку и доставлены в монастырь. Корм, приготовленный в котлах, также транспортировался по рельсам, а вода забиралась из водопроводной сети.

Спасо-Преображенский собор

Центральная достопримечательность острова и, для некоторых, самое святое место на Валааме. Спасо-Преображенский собор был задуман в XIX веке игуменом Дамаскином, но достроен его преемником Ионафаном II. Сейчас внутри собора находятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, инока Антипы Афонского, а также чудотворная икона Валаамской Божией Матери.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердце» центральной усадьбы этого монастыря — Преображенский собор, видимый практически со всех точек острова.
  • Церковь Валаамской иконы Божией Матери — небольшой лаконичный храм со строгой архитектурой.
  • Надвратная церковь Петра и Павла выполнена в традиционном для русских церквей стиле.

Особого внимания заслуживают скиты Валаамского монастыря, где жили монахи, жаждущие уединения. Всего здесь более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, в том числе отдаленных. Первым был Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скит-храм. На том месте, где, как считается, был воздвигнут крест Андрей Первый, есть скит Воскресения Христова с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, возвышается над уровнем моря. Есть несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для монастыря было определено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Покорив Русь с юга на север, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Войдя в горы Валаам, он воздвиг там каменный крест. Спустя 9 веков паломники из Греции достигли архипелага и образовали там монастырское братство.

Монастырь был основан в 1407 году, когда на архипелаге появились средиземноморские монахи Герман и Серджио. Решив отказаться от мирских благ, монахи проповедовали христианскую религию и основали первый монастырь.

19 век

Война между Россией и Швецией болезненно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, завоеватели разорили монастырь. После окончания Северной войны под руководством Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство церквей на его территории, но деревянные постройки и ограда были сожжены. В 1781 году вокруг монастыря появились каменные постройки. Они активно застраивались на Валааме при настоятеле Иоанна Дамаске. В новых соборах настоятель ввел строгие правила и возродил традиции старца.

Действующий монастырь

После революции 1917 года территория Валаама перешла под власть Финляндии, где православные притеснялись. В 1923 году монастырь был дерусифицирован: богослужения проводились на финском языке, был введен григорианский календарь. Многие монахи покинули монастырь в то время, остальные страдали от нищеты и голода.

В 1940 году, после возвращения в СССР, монастырь закрыли и разместили там военно-морское училище. На острове действовали бумажная фабрика, метеостанция и рыбоперерабатывающий завод, дом для инвалидов и заповедник-музей.

В 1989 году монастырь получил монастырские постройки, ранее принадлежавшие ему. На острове появились шесть монахов, пытающихся возродить обычаи Валаама. В 1991 году монастырю был присвоен статус старой свиньи. В 2007 году освящение храма и первую литургию возглавил Патриарх Алексий II.

Репка для царя и первоклассный монастырь

Валаам процветал в 19 веке. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно во время правления императора Александра I в 1810 году Великое княжество Финляндское было завоевано Швецией и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, стал административно подчиняться Финляндии. Эта ситуация привела к совершенно особому положению Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранской среде» и к его особой судьбе после 1917 года. Во время своего визита правитель был решительно скромен. Он присутствовал на всех установленных законом службах, смиренно стоя в задней части церкви среди низших братьев. Когда старый слепой инок спросил, кто рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Монах-отшельник Николай, принимавший царя в его келье в безлюдном лесу, сказал, что может угостить его только репой, выращенной в саду своими руками. Но возникло смущение: у отшельника не было столовых приборов. Царь сказал ему, что «он солдат, и он будет есть, как солдат», он зубами содрал кожуру репы и съел.


Александр I на Валааме

После царского визита монастырь ждали из милосердия. Он получил статус монастыря 1 класса. Чудеса Валаама Сергия и Германа были включены в общецерковные ежемесячники, корабли с монашескими грузами, прибывающие в Петербург из Финляндии, были освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 год монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления явился сам Валаам, к которому стремятся паломники и туристы.

Во-первых, главный монастырь приобрел привычный архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашенные монастырем со всей России. В летние сезоны количество рабочих в монастыре превышало 400 человек. Братья работали с ними на равных.


Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: монастырь стоял на горе. Дамаскин благословил своего брата Ионафана, сироту, выпускника профессионального училища, будущего настоятеля, на проектирование и строительство системы водоснабжения. Вырубленный в скале канал нес воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в движение паровой машиной, перекачивал ее.

За годы игумении Дамаскенской на Валааме появилось шесть скити, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Построено несколько домов, в том числе гостиницы, новая библиотека, созданы мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительством и хозяйством. Он строго следил за исполнением карты Сарова, сознался перед братьями, дал указание виновным. Он позволил двум монахам, которые хотели покинуть монастырь, уйти только в том случае, если они взлетят и оставят свои одежды на могиле преподобных Сергия и Германа. Монахи остались.


Сантехнический дом

Во время десятилетней болезни после инсульта аббат Дамаскин, как вспоминали его келейники, ни разу не пожаловался. Когда его спрашивали о его здоровье, он неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде он был доволен тем, что ему подали, от еды не отказывался, но никогда ничего не просил отдельно. За услуги братьев, даже самые простые — отворачивание, переодевание, выход на прогулку, чтение книги — он принимал с такой глубокой благодарностью, что время от времени на его глазах появлялись слезы. Он часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его ясновидения.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря были крестьянского происхождения. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная монастырю, называлась «Крестьянское царство» (сокращенно «Крестьянский монастырь»). Следует отметить, что братья умели соблюдать уставы и традиции. В 1835 году Синод назначил игуменом Новоезерского монастыря Вениамина. Вениамин был хорошим бизнесменом, но братья его не приняли: по определению Синода 1813 года настоятелем мог быть только житель Валаама. После нескольких лет споров и судебных разбирательств верховенство закона восторжествовало: Бениамино покинул остров, а Дамаскен стал аббатом.

Часовня Ксении Петербургской

Часовня Ксении Петербургской
Часовня Ксении Петербургской 2

Часовня Ксении в Петербурге была построена в 2015 году. Связанная с ней интересная история свидетельствует о том, насколько бережно Валаам относится к сохранению гармонии местного ландшафта. Сначала архитекторы сделали облегченную модель часовни в натуральную величину и расположили ее. Игумен Панкратий, плывя на лодке по Монастырской бухте, оценил архитектуру. Согласно комментариям, крыша часовни была немного опущена.

Изящной структурой из белого каррарского мрамора можно любоваться издалека и вблизи. Интерьер часовни украшают восхитительные мозаичные иконы.

Адрес: Часовня Ксении Петербургской, улица Антониевская, Республика Карелия, Россия.

Монашеская жизнь на островах

В монастыре есть многочисленные церкви, часовни и памятные кресты. Хозяйственные постройки, отель, водный дом, автоматизированная пекарня, молочная и рыбная ферма, парковка и современный диспансер, пахотные земли и фруктовые сады — доказательство того, что жизнь на острове — это не только молитва, но и ежедневный тяжелый труд.

Чтобы лучше вести просветительскую и кахетизирующую работу, в августе 2012 года епископ Троицкий Панкратий благословил Валаамский Преображенский монастырь на открытие официальной страницы в основных социальных сетях Интернета. У Валаамского монастыря есть свой герб.

В монастыре 217 жителей и пятьдесят рабочих

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексей II и Министр обороны Российской Федерации подписали договор о сотрудничестве. Обитатели Валаамского монастыря призывного возраста могут служить в Российской армии — в войсковой части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

На острове Валаам мало жителей призывного возраста, поэтому в монастырь принимают благочестивую молодую православную молодежь — семинаристов, прислужников, чтецов, которые соглашаются перенести тяжелые монашеские послушания перед зачислением в воинскую часть.

Сегодня в монастыре 217 жителей и полсотни рабочих. Более половины желающих начать здесь монашеский образ жизни покидают Валаамский монастырь. Из 20 рабочих, которые приходят в монастырь, только один принимает монашеский постриг, оставаясь в монастыре. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи доверены опеке опытных людей, они проводят многочасовое послушание, работают и безоговорочно посещают богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскезу и самоотверженно служат Богу.

Скиты монастыря

Скити разбросаны по Валаамскому монастырю. Скит Всех Святых, основанный в конце 18 века, находится на острове Скит. Правила здесь особенно строги: паломникам вход не разрешен. Посетить местность можно только в День всех святых во время крестного хода.

Скит Всех Святых

Скит Джованни Баттисты был построен на Баптистском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позже была возведена деревянная церковь с колоколом, специально сделанная для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. Монахи живут в скетче. Монастырь закрыт для посещения.

Скит Воскресенский (красный) расположен в Большой Никоновской бухте, куда заходят большие корабли. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, на котором в 1846 году была построена деревянная часовня, на месте которой позже была возведена двухэтажная церковь из красного кирпича. Цвет храма дал название скетче.

Воскресенский (красный) скит

Здесь, в купольной часовне, хранится частица Гроба Господня, привезенная из Святой Земли. Над камнем пещеры, на котором лежало тело Христа, находятся 7 светильников, один из которых неугасим. Мрачная обстановка часовни, лишенная картин, с низким потолком, призвана увековечить память о страданиях и смерти Спасителя.

Храм Великого Воскресения светлый, украшен фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» — Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, — первый на Валааме, возведенный за последнее время. Новый скит, построенный в сентябре 2008 года, освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построен с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Скит Илии назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил свою жизнь проповедованию Единого Бога. Илия был вознагражден беседой со Христом во время Преображения Господня на горе Фавор. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают монастырь из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца — небольшой монастырь на острове Крестовый, построенный в середине 19 века, изначально состоявший из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом — огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки возле храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Маяком служила церковь Святого Николая Чудотворца: в окнах часовни горели светящиеся фонари, указывающие путь в темные ночи. Церковь Николая Чудотворца — излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Никольский скетч

Коневский скит, основанный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти скит был полностью разобран, отреставрирован и освящен в 2009 году. Рядом находилась келья игумена Дамаскина, настоятеля монастыря в 1839–1881 годах, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться на гору на высоте 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, веками возделываемыми монахами. Перед входом в монастырь находится часовня, в центре которой находится икона Божией Матери «Знамение». Часовня была возведена в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и его семьей. Названный Царской, он был построен из карельского мрамора на сером гранитном основании.

Сооружение имеет форму каменной арки с треугольным фронтоном, в которую вставлен каменный медальон с надписью, вырезанной при посещении монастыря царской семьей. Известные писатели, художники и композиторы также с удовольствием посещали священный заповедник.

Недалеко от Святых ворот монастыря стоит памятник Андрею Первому. Андрей Первозванный, один из 12 апостолов, был первым, кого Иисус Христос призвал проповедовать Евангелие. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году мощи апостола Андрея, имя которого почитают в России, были привезены на Валаам из Греции. Памятник первому ученику Христа в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Памятник Андреа Первозванного

Преображенский собор привлекает внимание всех, кто приезжает на остров. Нижний храм освящен во имя монахов Сергия и Германа, волшебников Валаама. Мощи преподобных Сергия и Эрмана покоятся под ножнами нижнего храма Преображенского собора. Над раком — картина «Вседержитель с неминуемым» изображает иноков Сергия и Ермана, преклонивших колени в Валаамском монастыре. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона залила миррой.

В соборе находится роспись Валаамской иконы Божией Матери Богородица, облаченная в темный вишневый плащ, держит на руках Младенца, левая рука которого благословляет. По молитвам к Валаамскому образу Божией Матери были исцелены сотни больных. В 2005 году для беспрецедентной миссии была написана уменьшенная копия иконы. С 8 по 11 октября он совершил более тысячи облетов вокруг Земли на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница со стенами с изображениями русских святых ведет к Верхнему храму Преображения Господня. Светлый, просторный и парадный зал рассчитан на 3000 человек. Церковь, построенная в 1896 году в русском стиле, получила 3,5 миллиона кирпичей, которые были изготовлены на острове из местной глины. Стены и иконостас расписаны монахами Валаамской школы живописи.

Лестница из гранита

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Приарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Храм святых апостолов Петра и Павла находится над Святыми воротами, главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году позолоченные колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использованы для украшения круга. Храм реставрируется.

Дверная церковь Святых Апостолов Петра и Павла

Храм Живоначальной Троицы и Животворящей иконы-фонтана с простым архитектурным обликом. Фасад украшен замысловатыми профильными рамками и иконами в медальонах. Это больничный храм. В 1814 г была возведена церковь в честь иконы Животворящего источника. По инициативе храмовых благотворителей в 1837 году была построена и освящена новая верхняя часть храма в честь животворящей Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Девы Марии была освящена как трапезная в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковой грядкой на тонком тусклом барабане. Стены храма рассечены лопатками. В советское время в здании располагалась сельская лавка, но на их месте сохранилось 11 икон, написанных в 18 веке специально для иконостаса.

Внутри храма

Ежегодно с 22 мая паломники массово посещают монастырь, переход которого происходит по воде. Здесь можно поклониться мощам праведной Анны: прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христиане избавляются от бесплодия.

На Валааме находятся чудотворные мощи пророка и крестителя Иоанна Крестителя, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам — тот уголок на далеком от цивилизации острове, где каждый найдет для себя что-то родное, близкое и близкое.

Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/valaam-monastery-in-karelia/
  • https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/valaamskij.html
  • https://www.pravmir.ru/10-faktov-o-valaame-i-ego-obitatelyax/
  • https://drevo-info.ru/articles/14818.html
  • https://tripplanet.ru/dostoprimechatelnosti-valaama/
  • https://sever.foma.ru/valaam-puteshestvie-na-ostrov-monahov/
  • https://inkarelia.ru/valaam/
  • http://otdyhvkarelii.ru/articles/divnaya-svyatynya-karelii-ostrov-valaam/

Оцените статью
Блог о Карелии