Петроглифы: беломорские и Онежского озера в Республике Карелия, как добраться на машине на экскурсию с гидом, где находится музей Залавруга, фото и официальный сайт Блокнот туриста

Общая информация с фото

Петроглифы — это наскальные рисунки, сделанные первобытным человеком. На них изображены люди, животные, мифологические существа. Карельские наскальные изображения сохранились в хорошем состоянии. С его помощью можно восстановить жизнь древнего человека, его образ жизни и годовой цикл жизни.
фото 1

Если рассматривать расстояние между обнаруженными стоянками древних народов по прямой, то их разделяет 325 км.

Впервые были обнаружены Онежские петроглифы. Их возраст насчитывает 5000-6000 лет.

Первые описания рисунков Онеги относятся к 1848 году. Их изучал профессор Дерптского университета, археолог К.И. Гревингк. В 1926 году в районе Белого моря было обнаружено наскальное искусство.
фото 2

Советский археолог А.М. Линевский изучал оба центра в течение 10 лет. Эта работа позволила считать рисунки Белого моря первыми, а Онежское — последними. В отличие от петроглифов Белого моря, среди Онегаса много мифических и причудливых существ.

На Онежском озере

На берегу Онеги найдено около 1300 рисунков различных размеров: от 20-40 см до 4 метров. Группа снимков растянулась вдоль берега озера более чем на 20 километров и запечатлела близлежащие красноватые скалы. Препятствием в поисках новых петроглифов были лишайники, в большом количестве покрывающие скалы.

Что обозначают?

фото 3
Среди изображений животных можно увидеть тюленей, медведей, лосей. Лебедей можно узнать по птицам. К удивлению ученых, на скалах изображены солнце и луна.

Это позволило сделать вывод, что уже тогда человек задумывался о годовом обороте сезонов и цикле сельскохозяйственных работ, связанных с этим явлением. Также на рисунках можно узнать ритуалы и действия первобытных людей, совершаемые при охоте на животных или рыбалке.

«Бес»

фото 4
На кончике плаща Бесова стоит фигура, которую некоторые называют Бесихой. Его тело разделено узким пространством, через которое проходит грань между этим и потусторонним миром. Его обнаружили монахи, жившие в Муромском монастыре примерно в 15-16 веках. Чтобы отпугнуть злых духов, на поверхность фигуры кладут православный крест.

выявлена ​​особая аномалия: в этом месте странно ведут себя часы (могут останавливаться или бегать вперед), не работает спутниковая навигация.

Опытные капитаны привыкли плавать на кораблях, ориентируясь по маяку. Как предполагают ученые, местные породы богаты магнитными минералами.

Где находятся,как добраться и экскурсии с гидом

фото 5

Для поездки к Онегским петроглифам проще всего воспользоваться услугами экскурсионных компаний, например, предварительно записавшись здесь. Местные жители тоже не отказывают приезжим.

добраться до места можно самостоятельно по трассе А-119. Вам нужно съездить в город Пудож. Можно поехать на автобусе или на машине. Лучше, если это будет сразу внедорожник. Село Карашево находится в 35 км от города. Далее будет грунтовая дорога.

При отсутствии личного транспорта в Карашево можно арендовать моторную лодку у местных жителей. На нем вам предстоит плыть до села Шульский.

Также можно сесть на поезд до Петрозаводска. Оттуда автобус идет до Шалы. А дальше надо плавать, как и в первом случае. Как вариант, поход (17 км) на мыс Бесов Нос.

Посмотрите видео, в котором рассказывается много интересных фактов об Онежских петроглифах:

Беломорские

На каких островах расположены?

фото 6

На островах Белого моря обнаружено около 30 стоянок древних народов. Все относятся к III-II веку до н.э. Большинство рисунков сосредоточено на Шойрукшине, Эрпине Пудасе, Большом Малинине.

Ученые отводят им четвертое место по количеству наскальных рисунков на одном месте в Европе.

Среди наскальных рисунков Белого моря можно узнать сцены охотничьих композиций на лосей, медведей и морских животных. Есть ритуальные шествия и лодки, внутри которых сидят люди. Самое древнее изображение человека, стоящего на лыжах, сохранилось на Белом море.

Залавруга

фото 7

Острова Старая и Новая Залавруга прославились своими наскальными рисунками. Это настолько реалистично, что поражает воображение. Древним удалось не только выбить фигуры, но и сохранить их пропорции и объем. Именно здесь, на скалистом берегу, можно увидеть забитого оленя высотой 2,5 метра.

Ерпин Пудас

На этом из великих островов природа создала трудности для доступа человека. Возможно, именно по этой причине карельской Камасутре удалось выжить. Это группа рисунков, показывающих интимные сцены. Он расположен в южной части, внутри острова, немного дальше от главной дороги.

Когда солнце начинает садиться за горизонт, человеческие фигуры становятся более заметными.

Бесовы следки

фото 8
Самой древней из найденных считается группа изображений на острове Шойрукша. Им 6000-7000 лет. Как правило, это фигурки животных и рыб. Но примечателен остров и другими. Серия следов, высеченных на скале, ведет к человеческой фигуре, стоящей одной ногой на земле.

Как добраться?

фото 9
на Белое море уехать легче, чем на Онежское озеро.

На поезде

Доехать до Беломорска можно поездом. Далее по трассе Р18 идет дорога до села Выгостров. Есть знак, указывающий путь вперед. От поселка до наскальных рисунков около 2 км.

На машине

Ехать нужно на личном транспорте по трассе М18. Оттуда сверните на дорогу P18. Помимо села Выгостров.

На сайте Беломорского краеведческого музея петроглифов можно записаться на экскурсию, а также указать маршрут, как добраться.

Посмотрите видео о петроглифах Белого моря:

Расположение петроглифов

Рисунки занимают разные части восточного побережья Онежского озера: обычно в каждом месте несколько изображений. Всего существует 24 группы фигур.

Петроглифы Онеги

Общая протяженность побережья, пораженного петроглифами, составляет 20,5 км. Большинство изображений сосредоточено в районе мысов Кладовец, Бесов Нос и Пери Нос, но их также можно увидеть в следующих местах:

  • начальник Гагажий;
  • остров Гури;
  • полуостров Кочковнаволок;
  • Карецкий нос.

Кстати, полуостров Кочковнаволок находится недалеко от поселка Шальский, поэтому добраться туда проще. На полуострове сохранилось около 200 наскальных изображений.

Часть скалы с изображениями также можно увидеть в Петрозаводском национальном музее, куда ее перенесли прямо с берега озера.

В Национальном музее Петрозаводска на официальном сайте

Если самостоятельно добраться до петроглифов не получается, посетите Национальный краеведческий музей Республики Карелия в Петрозаводске. Здесь находится часть скалы с петроглифами, а также выставка, рассказывающая историю карельских рисунков.

Питание

Еду можно взять с собой или купить в ближайших населенных пунктах — Беломорске или в деревне Выгостров (если ларек сохранился и открыт). Осмотр займет не больше суток, а на поверхностный осмотр хватит пары часов, поэтому голодать будет сложно.

В Эрмитаже

фото 10
При изучении петроглифов А.М. Линевский обнаружил каменную плиту, изображающую годовой цикл сельскохозяйственных работ доисторических народов. Его взорвали и перевезли в Эрмитаж. Там он сохранился в настоящее время. При разборке были утеряны фрагменты картины, изображающие процесс рождения ребенка.

Как добраться до петроглифов Беломорья?

Добраться до петроглифов Белого моря в городе Залавруга не очень сложно. Находится примерно в 6 км от Беломорска.

Если вы едете на личном автомобиле в сторону Беломорска, не доезжая до самого города, поверните налево между 33 и 34 км. Примерно километр грунтовой дороги приведет вас к перекрестку, где вы сможете припарковать машину.

Также к Петроглифам можно добраться на общественном транспорте. Для начала возьмите билет на поезд до Беломорска, а затем попросите местных таксистов вас отвезти.

На заметку! Кстати, если вы планируете остаться в Беломорске более чем на 1 день, рекомендую выбрать отель «Гандвик». Мы сами там жили, по дороге на Соловки. Неплохой вариант. А в меню ресторана можно отведать национальную поморскую кухню.

Транспортные средства могут добраться только до зоны разворота. Кроме того, через мост по живописной дороге вам придется пройти около 1,3 километра пешком.

Какие петроглифы можно увидеть в Заратуге

Древний человек верил, что, если он изобразит удачные сцены охоты на зверя, ему повезет в охоте.

Здесь можно увидеть людей, катающихся на лыжах (кстати, один из самых первых рисунков такого рода в истории человечества), и охотников, несущих добычу.

Одно из самых известных и оцененных туристами произведений искусства — «Танцующий человек.

Легенда гласит, что если на его глазах загадать желание, оно обязательно сбудется. Здесь также можно найти ритуальные рисунки, рассказывающие о сложных отношениях древнего человека с окружающим миром.

Чтобы лучше понять, что изображено на петроглифах, рекомендую присоединиться к группе многочисленных туристов и послушать экскурсию. Или вы можете воспользоваться услугами личного гида, но это будет стоить дороже.

лучше всего посещать петроглифы после дождя. Дело в том, что во время дождя трещины в камнях заполняются водой, и если брызнуть ею на снимки, даже самые мелкие детали рисунков станут хорошо видны.

Со временем петроглифы теряют свой рельеф, поэтому хранители музея петроглифов специально выделяют рисунки красной и черной краской.

Когда идет дождь, небольшие водоемы, расположенные в углублениях скал, наполняются водой. Обитает здесь и мелкий карась.

В сувенирном магазине у нас была возможность приобрести магниты на холодильник с изображениями наскальных рисунков, магниты с надписью «Беломорск» и «Карелия», сувенирные тарелки, а также небольшой буклет с фотографиями и рассказами о петроглифах, составленный местными этнографами.

В социальных сетях можно найти карты, на которых показаны основные места скопления наскальных изображений на Залавруге и оптимальные маршруты передвижения.

Многие задаются вопросом: у кого есть такое чудесное свидетельство существования древнего человека на этой территории? Это собственность областного краеведческого музея «Петроглифы Белого моря.»

Несмотря на большое количество петроглифов Белого моря (всего их 1800 штук), исследователи постоянно находят новые изображения. Это еще один отличный повод посетить эти загадочные места обитания древнего человека.

Музей под открытым небом Новая Залавруга

Изучение петроглифов Белого моря (изображения на камнях, сделанных древними людьми) началось в 1936 году. Тогда историки и археологи еще не понимали, какое научное значение может иметь их открытие. В ходе работы петроглифы были разделены на Старую Залавругу и Эрпин Пудас. Исследования продолжались до 1960-х годов, когда были обнаружены новые изображения. Впереди у археологов много работы. Необходимо было очистить от грязи, песка и глины большую площадь поверхности скал, на которой изображались древние рисунки.

Сейчас музей под открытым небом «Беломорские петроглифы» оборудован для посещения туристами. Между памятниками культуры есть мосты, есть скамейки, вывески и даже сувенирный магазин. Однако пару трех лет назад ничего этого не произошло.

Чтобы еще больше стимулировать интерес к петроглифам, перед их посещением рекомендую прочитать книгу Александра Линевского «Листья Каменной Книги». Поговорите о сложных отношениях людей в каменном веке и о том, почему они представляли собой именно те конструкции, которые вы можете увидеть на Залавруге.

В музее под открытым небом действуют строгие правила, а стенд оформлен в духе уникального места.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Восточный берег Онежского озера. Нос демонов, мыс Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь более тысячи петроглифов, размеры фигур варьируются от нескольких сантиметров до четырех метров. И лебеди огромны, с непропорционально длинными шеями, что они могут быть вовсе не лебедями: динозаврами!

Есть много космических, «солнечных» и «лунных» знаков: кругов и полукругов с уходящими лучами. Есть версия, что это ловушки. Но современный человек хорошо видит и радар, и скафандр. Также есть телевизор.

Самый известный из петроглифов Онеги — Бес (некоторые специалисты считают Бесиху). Больше, чем у Белого моря: два с половиной метра. Через изображение проходит глубокая трещина, разделяющая его ровно на две половины. «Дыра» в другом, другом мире.

Спутниковая навигация часто дает сбой в пределах километра от Беса. Капитаны долго не удивляются, ориентируются по маяку. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут идти вперед, могут останавливаться. В чем причина такой аномалии, ученые только догадываются. Говорят, что все это в гранитах, насыщенных магнитным минералом, которые находятся глубоко под землей. Но Бес знает лучше.

Древняя фигура вырезана православным крестом. Скорее всего, он был раскопан на демоническом изображении монахами Муромского монастыря в XV-XVI веках. Чтобы нейтрализовать силу дьявола.

Беломорские петроглифы. Бесовы следки

«Следы демона» — около 500 наскальных изображений эпохи неолита. Два комплекта рисунков обнаружены на бывшем острове Шойрукшин. При строительстве гидроэлектростанции южная группа была перекрыта дамбой, а в 1968 году на северной был возведен защитный музей-павильон. В последние годы он лежал в руинах и был закрыт для туристов. Сегодня ведутся работы по строительству нового павильона, их можно посмотреть онлайн.

Наскальные рисунки сейчас не в порядке, но ученые долгое время изучали и исправляли их. Изображения расположены очень близко: животные, птицы, лодки, люди, сцены охоты на море и в лесу. Название родилось не случайно: по нижнему краю обрыва тянется цепочка из восьми следов босых ног, то слева, то справа. Следы ведут к Бесу, большей фигуре, срезанной по краю на большинстве рисунков. Демон изображен в профиль, ростом около метра. Древний художник выделил свой профиль выступающим носом и подбородком, рукой, ногой и мужественностью.

Рисунок петроглифов на скале «Бесовы следки». Изготовлен в 1938 году советским археологом Владиславом Равдоникасом. Фото: Игорь Георгиевский

Мозаичный снимок скальной поверхности в павильоне «Бесовы следки». Фото: Игорь Георгиевский

«Следы демонов» открыли не археологи. В 1926 году Александр Линевский, тогда студент Ленинградского географического института, приехал в Карелию для этнографической практики.

Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

Из воспоминаний Александра Линевского:

Мне как этнографу приходилось изучать новые явления в жизни поморов Белого моря, фиксировать информацию о событиях гражданской войны на Севере, собирать материал о жизни населения в дореволюционные времена. По окончании трехмесячной экспедиции произошло неожиданное событие, после которого я решил, где работать и чему посвятить свою жизнь.

Село Выгостров находится в семи километрах от старинного села Сороки (ныне город Беломорск). В нем, судя по рассказам Сорочана, мне не было ничего интересного. «Жуют хлеб и едят селедку», — говорили они о жителях Выгострова. Однако меня почему-то охватило то неудержимое беспокойство, которое хорошо известно участникам каждой экспедиции: «А что, если бы там было что-то чудесное?».

В разгар августа с тяжелым рюкзаком за спиной бродил по деревне Выгостров. Попутно мне посчастливилось поговорить с жителем Выгострова Григорием Павловичем Матросовым. На следующее утро он отвез меня на лодке на остров под названием «Следы демонов».

Здесь, на пологом скале, высечено семь следов правой или левой человеческой ноги, ведущих к изображению «демона» — самой большой фигуры на этой скале. «Демонические следы» были окружены множеством силуэтов оленей, лосей, китов и других животных. На первый взгляд, здесь исключены непонятные сцены из повседневной жизни и различных поделок. Всего на этой скале было до трехсот рисунков. До сих пор не могу понять, как Сорочан, живший в семи километрах от села, ничего не знал о «Следах Демонов»?

Именно в этот день решился для меня непростой вопрос: куда пойти работать после окончания геофакультета.

В каких районах республики они находились ?

Предполагается, что карельские петрографы скоро будут внесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тогда мировая наука сможет их изучать еще активнее.

Фотоаппарат как машина времени

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский проработал одиннадцать сезонов. Снимали сцены китобойного промысла белуги, хоровод «космических пришельцев», старинную карельскую «Камасутру» (среди северных петроглифов тоже есть случайная эротическая группа).

«Захватить» подходящий момент для стрельбы непросто: многие камни поглощаются временем и водой. Края петроглифов блеклые; при дневном свете рисунки практически не видны. В течение многих лет для идентификации изображений использовались проекторы, солнечные лучи от больших зеркал и многочасовые наблюдения в падающих лучах солнца. Надежное изображение на бумаге дало протирание графитом — так дети копируют монету карандашом.

Пять лет назад археолог Кнут Хельског принес карельским ученым кусок черной пленки — он похож на нашу, из магазина «Сад-Огород». Но только полностью непрозрачный. Покрыв этой пленкой и слегка приоткрыв один край, можно было направить луч света по поверхности камня. Четко очерчены микрорельеф и фактура породы.

Новый подход — и сенсация. В Старой Залавруге Беломорского района археологи обнаружили более двухсот «новых» изображений!

Работа фотографа — визуально визуализировать находку. Но вопрос перестал быть просто «фотографическим», требовалось инженерное решение: петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Природный музей без охраны

В 1934 году молодые специалисты Советского музея решили, что Эрмитажу нужны наскальные рисунки. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери №3. Большая плита с рисунками («крыша») досталась Эрмитажу, меньший фрагмент — в местный краеведческий музей. В результате взрыва погибло около десятка рисунков, в том числе сцена рождения ребенка, уникальная для карельских петроглифов.

В советское время территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин перекрыта дамбой.

Сегодня никто серьезно не охраняет даже карельские петроглифы. В Беломорске летом работают волонтеры, присматривая за бесплатными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги проложили пешеходные дорожки, чтобы на петроглифы не наступили во время осмотра.

Восточное побережье Онеги далеко от защищенных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, разводят костры на камнях с древними орнаментами. Добавляют свои, современные. «Здесь были Ося и Киса»…

Что собой представляют

Обычно петроглифы содержат изображения животных и птиц, в том числе лебедей, а также людей. Есть даже конструкции лодок.

Петроглифы Онеги

Но это еще не все: многие изображения являются загадочными объектами. Например, геометрические фигуры еще не определены: они не соответствуют никаким известным изображениям.

Среди узнаваемых мистических фигур, содержащихся в петроглифах, есть изображения «демона», ящерицы и налима. Они находятся рядом друг с другом и являются одними из самых известных. Они расположены на мысе Бесов нос, где находится неработающий маяк.

Фигура «демона» имеет вытянутую прямоугольную форму с частями, напоминающими руки, ноги и голову. Посередине изображения глубокая каменистая трещина.

По легенде, в 15 веке на этом изображении (слева от «демона») монахи Свято-Успенского Муромского монастыря выгравировали христианский крест. Поэтому монахи хотели «нейтрализовать» дизайн.

Описание

Петроглифы Белого моря — это наскальные изображения, высеченные на камнях недалеко от города Беломорск в Карелии.

В общем, петроглифы — это схематические изображения людей, животных или событий, вырезанные в скале. В целом они напоминают наскальные рисунки, но вместо нанесения красок изображение врезается в структуру камня. Точно неизвестно, кем, когда и с какой целью они были применены, однако на эту тему существует большое количество теорий. Говорят, что в целом петроглифы наносили на скалы полудикие племена, которые жили несколько тысяч лет назад и описывали жизнь и традиции этого племени. В Карелии много мест, где петроглифы сохранились до наших дней, и наибольшее их количество сосредоточено в районе Беломорска.

Точного определения термина «петроглифы Белого моря» нет, чаще всего под ними понимают петроглифы, расположенные на юго-востоке Беломорска на расстоянии 5-6 километров.

Лес в этой местности чередуется с небольшими полянами, гранитными полянами и ручьями. Во всяком случае, похоже, что он растет прямо на камнях. Слой земли иногда не превышает нескольких сантиметров. Для путешественника петроглифы Белого моря — это не только возможность взглянуть на что-то новое и неизведанное, но и прогулка по чистому и светлому сосновому лесу с уже проложенными дорожками. К сожалению, во время посещения GPS-трек не был записан, поэтому вам понадобится немного удачи и внимания или помощь местных жителей, чтобы его найти. Побродив по лесу у Залавруги, прямо в лесу можно найти карту местности с обозначением окрестных петроглифов:

Лучше всего сохранившиеся петроглифы находятся в Залавруге, хотя к западу от гидроэлектростанции есть еще некоторые точки, которых мы не достигли. К сожалению, тропинки, хорошо видимые на большей части маршрута, иногда теряются или путаются с тропами местных грибников. Этот лес нельзя назвать глухим. Если у вас есть определенные таланты, вы легко можете в нем потеряться, но при этом вы почти всегда будете видеть признаки человека, будь то шум колес поезда вдалеке или линии электропередач на близлежащем холме. Петроглифы невелики по размеру и редко превышают 30-40 сантиметров сами по себе, но в то же время группа изображений, расположенных рядом, может быть довольно большой.

Отдельно стоит сказать об историческом аспекте. Официальная версия примерно такова: недалеко от Беломорска около 6000 лет назад проживало несколько племен охотников и рыболовов. У них была клановая структура племени, возглавляемого вождем. Местом общего сбора и проведения собраний одного из племен была каменная поляна близ Залавруги. Здесь решались все основные проблемы племени. Благодаря своему особому статусу, газон довольно густо покрыт наскальной резьбой.

На поляне петроглифы сгруппированы вокруг определенных точек. Возможно, это связано с обязанностями сидящей здесь группы и ее близостью к вождю.В центре поляны находится большой плоский камень, на котором сидел вождь племени.

Если честно, мне кажется, что эта история больше похожа на красивую фантастику, которую нужно воспринимать с улыбкой. При некотором знакомстве с подходом к оценке возраста данных изображений довольно оптимистично говорить о 5500-6000 годах. Возраст таких изображений может составлять 200 или 10 000 лет. Более того, 6000 лет назад человек не использовал лыжи с палками, поэтому кажется, что подавляющее большинство изображений было нанесено относительно недавно. С другой стороны, нельзя исключать возможность того, что 6000 лет назад неизвестный творец первым в мире резцом вылил свою душу на камень во вспышке творческого вдохновения =)

Во время прогулки вы также можете увидеть недавно сделанные наскальные изображения с именами туристов и их «пожеланиями». Их особенно много вокруг «Безымянных островов». Одно из красивейших мест с натуралистической точки зрения, однако близлежащие гидроэлектростанции немного портят картину.

Отдельно хочется отметить, что петроглифы не видны под снегом, а зима в Беломорске долгая, поэтому лучше посещать эти места летом. При желании по этим местам можно гулять с палаткой несколько дней, так как побережье Белого моря совсем рядом и обрамлено живописными холмами.

Раскраски и паззлы

Как снять за один кадр многометровый горизонтальный пласт с петроглифами? Стоять на ходулях, подниматься по лестнице? Стрельба с вертолета невозможна: вокруг скалы высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. Кроме того, вертолет — это пыль на самой поверхности земли и вибрации.

необходимо сделать составное фото. Отметьте камни, выстрелите сотнями фрагментов по отдельности, а затем воссоедините их в компьютере с помощью угловых маркеров.

Была еще одна трудность: равномерность освещения всего изображения. Центральная часть полотна Старой Залавруги представляет собой сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Некоторые конструкции видны только в косых лучах утреннего освещения. Другой появляется вечером. А днем ​​неглубокие, особенно крупные петроглифы вообще не видны.

Решили как можно скорее разрисовать петроглифы акварелью и сфотографировать.

Дневник, Залавруга:
• 4-9 июня 2006 г .: выявление петроглифов под черной пленкой с мелованным контуром, тонирование рельефов двухцветной акварелью
• 10 июня: дождь смывает акварель
• 11 июня: тонировка с проверкой
• 12-13 июня: разметка камня фрагментами 40х60 см с фиксацией углов кусками скотча
• 14 июня: сфотографировать 523 фрагмента за 3 часа. Погода ясная и солнечная. Корректировка компенсации экспозиции и цветового баланса во время съемки не производилась преднамеренно
• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ

После доставки — многочасовое сидение за компьютером. Так, в 2006 году Игорю Георгиевскому впервые удалось вставить в кадр реальную каменную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лоси, и охотники.

Оцените статью
Блог о Карелии